Время собирать Когда волчата вырастут… Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ. Будет страшно. Хотя страшно уже сейчас. Злободневность темы побудила меня продолжить разговор, начатый в заметке «Территория волчат». Но вначале несколько цифр. В 1925 году в России насчитывалось от 4 до 6 миллионов беспризорников. Причины явления известны. В 2002 году этих несчастных в стране было от 2 до 4 миллионов человек. Причины явления также известны, хотя неубедительны. Какой же выход предлагает Всероссийский детский фонд? Вариант, предложенный им, заключается в следующем. Семья из родителей, имеющая собственных детей, берет не меньше пяти покинутых детей, а государство дает им за это те же самые деньги, которые ребенок получал бы в государственном сиротском заведении – на еду, одежду, инвентарь, а родителю-воспитателю выплачивается зарплата старшего воспитателя. Семейные детские дома начали создаваться еще в 1988 году и стали потрясающим социальным экспериментом с удивительными результатами. Берусь утверждать: семейные детские дома – единственная структура, во многом общественная, гражданская, человеческая, которая способна перевести ребенка из детства во взрослость без потрясений. Но есть и другой выход, который продемонстрировал директор одного из предприятий Белгородской области. Там заводской детсад преобразовали в заводской же детский дом. Он финансируется частично за счет предприятия, частично за счет муниципальных органов. Завод дает два шанса детям – профессию (из заводских) и обязательно бесплатное жилье, за что местная власть своим законом освобождает завод от части налога на имущество. Опыт замечательный, но единичный. В Башкортостане, где многие промышленные предприятия передали свои детсады, профилактории, жилой фонд в муниципальную собственность, никто, к сожалению, не додумался до белгородского опыта – простого, между прочим, и весьма реалистичного. Не секрет, сегодня предприятия обставлены целым налоговым частоколом, и шевельнуться весьма трудно. Центральным, да и местным органам власти надо понять: без законодательных поправок, дающих право предпринимателям и промышленникам помогать детям, в дальнейшем будет страдать сам бюджет. Разумеется, два этих, как нынче модно говорить, проекта, две вершины могут быть реально вознесены на очень важном плоскогорье, хорошо нам известном, но столь же хорошо и забытом. Имя этому плоскогорью – школьный всеобуч, когда всякая школа отвечала за каждого ребенка, который живет в ее округе, приписывала его к себе. И все дети у нас тогда учились, пусть даже плохо – но учились, а не бездельничали, не беспризорничали, не жили сами по себе. Всеобуч как тотальная государственная система был гарантией интереса к каждому ребенку, от чего школа ныне благополучно избавилась. С моей супругой Санией Гузаировной, работающей в школе сорок пять лет, мы часто говорим об этих проблемах. Хотя слово «проблема» слишком казенно там, где речь идет о детях, о спасении их. Судьбу каждого своего ученика она воспринимает как судьбу собственных детей. Ее ученики не догадываются о болячках своей учительницы, но, повстречав на улице, обязательно подойдут, поговорят, расскажут о делах своих и, опять же, о проблемах своих детей. Так продолжается жизнь. Тут, с разрешения своей супруги, решился привести отрывок ее рассуждений, опубликованных в одной из республиканских газет. «Сегодня наша педагогика, к сожалению, стремительно теряет свои классические каноны, которыми гордилась и которыми была сильна. Уже нет идеального героя в нашем понимании. Весь каркас воспитательного процесса разрушен под мощным натиском чуждых идеалов, чуждых вкусов, чуждых нам целей. Пагубную роль в том, что в России появилось и успело вырасти поколение малограмотных, циничных, даже зомбированных молодых людей, играют телевидение, пресса и литература, которую язык не поворачивается назвать художественной. При любом общественно-политическом строе человечество должно думать о завтрашнем дне, морально-психологическом состоянии, интеллектуальном настрое тех, кому мы собираемся передавать свою судьбу. Если уж мы еще способны размышлять в этом направлении, то не имеем права сбрасывать со счетов вековые этические, нравственные нормы народа, его обычаи, семейные и родовые традиции, заповеди, которые передаются из поколения в поколение и не поддаются девальвации». Говоря о несчастных детях, которые не по своей вине стали волчатами и остаются главным резервом криминального войска, я не ощущаю преувеличения. Несмотря на бодрые заявления прокуроров и милиционеров о бескомпромиссной борьбе с криминальным миром, видно, что армия тьмы берет верх. Тому причин много. Проще всего проблему бессилия государства объяснять недокомплектом милицейских рядов и низкой зарплатой милиционеров. На селе у нас издавна неурожаи объясняют то отсутствием дождей, то отсутствием денег, то отсутствием трезвых работников. Упрощать проблему – загонять ее еще глубже. ?? ?? ?? ?? 3