СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД ТОЛЬКО ПЛЮСЫ Салават ДЖАНИБЕКОВ, “Действие”. Процессы объединения профсоюзных организаций считаются во всем мире необратимыми и полезными. Ведь рабочая солидарность подразумевает как можно большее число членов, способных отстоять свои права. И вот стало известно, что профсоюз машиностроителей России решил пополнить свои ряды многочисленным отрядом работников автосельхозмаша. Ситуацию прокомментировал председатель Профсоюза машиностроителей РБ Н. Лифанов. – Николай Михайлович, расскажите, как давно назревало это решение. – Мысль о необходимости объединения обсуждалась машиностроителями с 1994 года, когда было создано объединение – ассоциация трех профсоюзов – работников приборостроения, тяжелого машиностроения и автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Зимой 1995 года должен был состояться объединительный съезд, который закрепил бы создание единого профсоюза. Но, к сожалению, по конъюнктурным причинам это решение было отложено. В полном объеме объединения не произошло, профсоюз автосельхозмаша отказался входить в единый профсоюз. Все эти годы вопрос не снимался с повестки дня, и на VI съезде ФНПР с высокой трибуны председатель профсоюзной организации АвтоВАЗа заявил о готовности объединиться с остальными машиностроителями. Заявление руководителя такой многочисленной (120 тысяч членов) организации, сделанное на форуме такого масштаба, не могло остаться без последствий. Поэтому был предпринят ряд организационных мер по слиянию профсоюзов. В частности, 11 апреля было проведено объединенное заседание президиумов двух профсоюзов, на паритетной основе был создан оргкомитет, утвердили программу. На конец следующего года наметили провести съезд. – Как вы оцениваете перспективы и сложности объединения? – Несмотря на то, что процедура объединения не была для нас неожиданностью, все мы несколько растерялись из-за безвременной кончины руководителя отраслевого профсоюза Геннадия Алексеевича Трудова, который был в свое время инициатором и двигателем процесса укрупнения профсоюза. В ближайшее время я планирую провести ряд встреч с руководителями профорганизаций таких крупных предприятий как АвтоВАЗ, КамАЗ, УАЗ и другие. Хорошие личные контакты, созданные за годы работы в машиностроительной отрасли, позволят плодотворно обсудить несколько важных вопросов, в том числе и кадровый. Кроме того, у нас есть серьезные опасения, что с приходом автомобилестроителей может пострадать дисциплина, которой всегда отличались наши организации. Об этом надо заранее подумать. И все же, увеличение численности наших членов почти до миллиона позволит решить множество проблем. В том числе повысить качество организационной и правозащитной работы в территориальных объединениях. – А что можно сказать об объединении машиностроителей на республиканском уровне? – В этом отношении республиканская организация давно впереди общероссийской. Как только приняли решение, мы стали воплощать его в жизнь, поскольку не привыкли отступать или брать свои слова обратно. В наш профсоюз входят не только работники тяжелого машиностроения, приборостроения, автосельхозмаша, но и работники оборонного комплекса. Всего получается четыре отрасли. Здесь мы проявили не только самостоятельность, но и пошли гораздо дальше ФНПР, хотя это пришлось некоторым не по вкусу. Ведь до сих пор высокое профсоюзное руководство считает, что все процессы в регионах и отраслях, и даже в первичках должны происходить по указанию свыше – как в советские времена. – Вы считаете, что объединительный импульс у нас в республике исчерпал себя или возможно по примеру “Тюркметалла” под знаменем профсоюза машиностроителей пойдут в одном ряду работники многих других отраслей? –Я убежден, что такие отрасли как Авиапром, горно-металлургическая промышленность легко могли бы объединиться с нами. Все мы в конечном итоге имеем дело с металлом. Общее членство могло бы достигнуть ста тысяч человек, а это уже другая “весовая категория”, другие возможности. Я могу привести такие примеры как “Тюркметалл” или “ИГ Металл”, который объединяет восемь различных профорганизаций, всего около двух с половиной миллионов человек. Все знают их возможности и авторитет. Даже сегодня при 43 тысячах членов профсоюза мы имеем возможность содержать представителя в местах расположения крупных предприятий. Проблем в объединении нет, есть только плюсы. И если бы отдельные профсоюзные руководители не боялись так за свои кресла, то у нас бы уже давно были крупные мощные профсоюзы, способные отстоять интересы на самом высоком уровне и противостоять любому давлению. Рядовым членам профсоюза по большому счету все равно, как называется их профсоюзная организация, главное защита и действенное обеспечение социальных гарантий. От себя можно добавить, что вопрос укрупнения профсоюзных организаций актуален почти для всех отраслевых организаций. Вот и в номере от 11 апреля газеты “Солидарность” эта тема раскрывалась на примере Роспрофтектильлегпрома и с учетом высказываний председателей региональных объединений. Правда, упрек машиностроителям в нерасторопности со стороны председателя Федерации профсоюзов Брянской области М. Балабко можно считать уже устаревшим. Зато вспоминаются высказывания представителя ЦК профсоюза работников АПК, расценившего существование горкома профсоюза работников АПК наряду с рескомом непозволительной роскошью. Такая расточительность при содержании дополнительного аппарата вовсе не соответствует положению агропрома, прочно прописавшегося в списках должников по зарплате и членским взносам. Это высказывание я слышал несколько лет назад, было и немало других соображений и благих намерений, но все это осталось на уровне деклараций. А может профсоюзу работников АПК просто не хватает рабочей прямолинейности, принципиальности? Или стоит просто поучиться у профсоюза машиностроителей республики.